Битумохранилище: классификация битумных хранилищ

битумохранилище

Битумохранилище – это специальный резервуар для хранения и подогрева вяжущего. Вместимость хранилищ для битума может составлять от 100 до 3000 тонн, а температура подогрева материала – от 80 до 100 ºС. Кроме самого резервуара в состав хранилища также входит дополнительное оборудование, обеспечивающее перекачку битума в нагреватель (насосы).

Материал, который пребывает в битумном резервуаре, надежно защищается от попадания воды и загрязнений. Процесс хранения должен быть, в первую очередь, надежным, т.е. не допускать или минимизировать потери битума.

Битумные хранилища предназначены для коротко- и долговременного хранения битума, его нагрева до состояния текучести и последующей выдачи в битумонагревательные котлы. Кроме основных функций, хранилища также должны обеспечить необходимую степень чистоты материала, исключив его загрязнение механическими примесями и насыщение водой.

Проектирование и строительство битумохранилищ

Строительство автомобильных дорог неразрывно связано с большим расходом битумных материалов. Для их хранения и подготовки к будущему использованию необходимо организовать специальные базы и склады. Они могут быть как вполне самостоятельными единицами, так и входить в состав асфальтобетонных или эмульсионных заводов.

С целью сокращения пути доставки вяжущего к месту проведения работ базы обычно располагают в середине обслуживаемого участка. При планировании размещения базы стоит помнить, что экономически оправданная дальность перевозки битума автобитумовозами составляет не более 25-30 км.

Из нефтеперегонных заводов битум доставляется бункерными полувагонами или цистернами-термосами. Второй вариант используется исключительно для дорожников. Такие цистерны обычно оборудованы теплоизоляцией и системой подогрева для поддержания битума в состоянии текучести. Если эти условия выполнены таким образом, то на месте разгрузки вяжущего будет достаточно разогреть только сливной патрубок.

Перед началом строительства хранилищ для битумных материалов необходимо получить разрешение на проведение данного вида работ. Кроме того, должно быть положительное заключение по результатам проведения экспертизы проектной документации.

Если приведенные выше условия выполнены, то можно переходить к определению границ участка, который будет занимать битумное хранилище и битумоплавильная установка. При этом необходимо учесть, что:

  • в целях пожарной безопасности должен иметься разрыв между хранилищем и битумоплавильной установкой;
  • автогудронаторы и автоцистерны должны свободно подъезжать к хранилищу;
  • желательно обеспечить подачу битума в котлы самотеком за счет наличия уклонов.

На практике вместимость битумных хранилищ может колебаться от 100 до 3000 тонн. Если вместимость резервуара превышает 500 тонн, то его выполняют из нескольких секций, каждая из которых содержит от 2 до 6 отсеков. Такой подход позволяет хранить битумы различных марок, а также снизить энергетические затраты на разогрев. Для подбора вместимости битумного хранилища в каждом конкретном случае необходимо учитывать суточный расход битума и периодичность его поставок.

При определении конструкции битумохранилища учитывают его вместимость и назначение. Временные и переходные битумохранилища облицовывают досками, кирпичом или другими материалами. С целью защиты от атмосферных осадков над битумными хранилищами возводят специальные навесы. Для производства капитальных и постоянных битумохранилищ используются сборные железобетонные элементы, немного реже – монолитный бетон.

Классификация битумных хранилищ

Проводится по нескольким признакам. Среди них стоит выделить:

  • конструкцию;
  • назначение;
  • положение относительно поверхности земли;
  • подогрев;
  • вид теплоносителя и т.д.

По конструкции и назначению

Различают битумные хранилища постоянного и временного типов, а также открытые и закрытые.

Положение резервуара

Относительно поверхности земли позволяет выделить подземные, ямные, полуямные и наземные хранилища.

  • У подземных битумных емкостей резервуар находится ниже поверхности земли. Этот тип хранилищ выполняется преимущественно закрытым.
  • У ямных хранилищ резервуар является котлованом. Подобные конструкции носят постоянный характер и устраиваются из бетона или железобетона, а укрепление дна достигается за счет применения слоя цементного бетона.
  • У полуямных хранилищ часть резервуара находится в котловане, а другая часть – в насыпе, образуемой грунтом, вынутым из котлована. Такие конструкции появляются вследствие близкого расположения грунтовых вод и с целью уменьшения объема выполняемых земляных работ.
  • Соответственно, в наземных битумохранилищах резервуар полностью находится на поверхности земли.

В зависимости от наличия или отсутствия подогрева

Выделяют хранилища без подогрева, с местным подогревом и с общим подогревом.

  • Чтобы забрать битум из хранилища без подогрева необходимо применение дополнительных приспособлений – змеевиков и парообразователей.
  • Местный подогрев реализуется за счет змеевиков, через которые пропускается теплоноситель. В этом случае подогревается битум, непосредственно прилегающий к нагревательным устройствам.
  • Системы с общим подогревом в состоянии обеспечить подогрев всего битума, находящегося в резервуаре. Часть вяжущего поддерживается в состоянии текучести, а другая часть – при температуре, которая может обеспечить перекачку насосами. Такие хранилища в большинстве случаев оборудуются двумя системами змеевиков.

Тип используемого теплоносителя

Позволяет выделить битумные хранилища с:

  • газовым
  • масляным
  • паровым
  • огневым подогревом

На практике основные отсеки чаще всего подогревают при помощи пара, реже – при помощи масла. Чтобы осуществить местное нагревание битума прибегают к паровому, огневому и электрическому нагреву.

Основная область применения электрических нагревателей – это поддержание рабочей температуры битума. Если площадь обогрева сравнительно небольшая, а температура нагревателей высокая, то в битуме могут образовываться смолоподобные соединения.

Чаще используются нагреватели открытого типа. Перед включением их погружают в битум, а при роботе следует следить за тем, чтобы нагреватели не оголялись.

Трубчатые электронагреватели, или так называемые ТЭНы – это трубки из мягкой стали (реже красной меди или латуни), в которых находится нихромовая спираль. Пространство между трубкой и спиралью заполняется специальным электроизоляционным материалом.

Стоит отметить, что при электрическом нагреве битума затраты на электроэнергию больше, чем аналогичный показатель при огневом нагреве.

Последний применяется в битумохранилищах преимущественно для нагрева битума до температуры перекачивания или же в битумонагревательных котлах для нагрева до рабочей температуры и обезвоживания вяжущего. Огневой нагрев также нашел распространение в автогудронаторах и автобитумовозах, где используется для поддержания рабочей температуры.

Среди преимуществ систем огневого нагрева стоит отметить их простоту, надежность в эксплуатации и малую металлоемкость. Наиболее простой и безопасной для применения в битумохранилищах считается система с зоной горения топлива в жаровой трубе. Кроме жаровой трубы в ее состав также входят вертикальные трубы (воздухопроводящая и вытяжная), которые пропускаются через кровлю битумохранилища.

Хранилища для битума от компании GlobeCore

Компания GlobeCore может изготовить битумные хранилища абсолютно любых типов в соответствии с требованиями заказчика. Наш конструкторский отдел готов к внедрению новых решений, которые помогут решить задачи хранения, нагрева и перекачивания битума с наименьшими денежными и энергетическими затратами.

битумное хранилище

Накопительная емкость для хранения модифицированного битума и битумной эмульсии