Разогрев битума: основные способы нагрева

разогрев битума

Битум – это материал, достаточно широко применяемый в дорожном строительстве. При неиспользовании на протяжении определенного времени битум может менять свою консистенцию, т.е. загустевать, теряя при этом эксплуатационные свойства. Усложняется как перекачка материала из одной емкости в другую, так и его применение по непосредственному назначению. Все это приводит к необходимости поддержания определенной температуры битума при его хранении, а также дополнительного разогрева непосредственно перед использованием. Разогрев битума до нужной температуры, позволяет данному материалу восстанавливать свою пластичность для его использования по прямому назначению без каких-либо ограничений.

Способы как разогреть битум

Теоретических способов разогрева битумов существует достаточно много, но не все они демонстрируют одинаковую эффективность в условиях особенностей технологических процессов и существующего парка оборудования дорожно-строительных компаний и ремонтных организаций. Обобщим и рассмотрим способы разогрева битума, наиболее часто применяемые на практике. Среди них стоит выделить:

  • Разогрев при помощи горелок. Этот подход достаточно удобен, поскольку позволяет заказчику самому выбирать тот вид топлива, на котором будет работать горелка (газ, твердое топливо, дизельное топливо и т.д.). Универсальность является основным преимуществом данного способа;
  • Разогрев при помощи так называемых ТЭНов. В этом случае как теплоноситель используется техническое или термическое масло. Суть процесса при этом водится к следующему. Сначала теплоноситель нагревается до температуры 100-200 ºС, а уже потом он начинает циркулировать в утепленном баке. Современные микропроцессорные системы управления позволяют поддерживать температуру битума на уровне заданной с точностью до десятых долей градуса;
  • Нагревание инфракрасными лучами. Исходя из свойств битума подбирают источник излучения, генерирующий волны определенной длинны в инфракрасной части спектра. Они достаточно хорошо поглощаются битумом, что позволяет проводить разогрев за минимальное время;
  • Паровой нагрев. Этот способ менее эффективен в местностях с холодным климатом, поскольку очень большая часть тепла приходится на разогрев битумной емкости. Поэтому для доведения битума до требуемой температуры может потребоваться длительное время, что не всегда приемлемо для дорожно-строительных и ремонтных организаций.

Виды оборудования для нагрева битума

Использование битумов в дорожном строительстве требует их нагревания до определенной температуры, которая смогла бы обеспечить жидкое состояние вещества. Для нагрева вяжущего и поддержания заданной температуры в расходных емкостях, а также обогрева битумо- и топливопроводов на практике используются специальные теплообменные устройства. В зависимости от типа используемого теплоносителя их можно разделить на:

  • устройства с паровым нагревом (дымовыми газами);
  • устройства с косвенным жидкостным нагревом;
  • устройства с электрическим нагревом.

Прямой обогрев предусматривает использование жаровых труб, которые нагреваются горячими газами. Такие газы можно получить путем сжигания жидкого или газообразного топлива.

Непрямой (косвенный) обогрев – это процесс, использующий промежуточный теплоноситель (водяной пар и небольшое количество минеральных масел). Если провести сравнение этих способов, то можно заметить, что прямой обогрев является более простым в плане переноса тепла, но одновременно не всегда его экономические показатели оказываются лучше аналогичных показателей для непрямого обогрева.

Главное преимущество использования дымовых газов – это теплопередача при высоких температурах без термического разложения. Но если их использовать в качестве теплоносителя при прямом обогреве, то возникает ряд недостатков, к которым принадлежат:

  • ухудшение качества битума из-за высокой температуры стенок теплопередающих устройств;
  • неравномерность обогрева;
  • трудности при регулировании температуры;
  • низкая интенсивность теплообмена;
  • пожароопасность.

Преимущества использования водяного пара состоят в высоком коэффициенте теплоотдачи при конденсации, а также нагреве вяжущего без коксования и изменения его качества. Также к плюсам данного теплоносителя можно отнести то, что он не является пожароопасным.

Использование электроэнергии позволяет производить нагрев битума практически при любой температуре. Тем не менее, данные вид нагрева не стал массовым, причиной чего стали существенные недостатки, которые выражаются в:

  • нестабильности поддерживаемой температуры из-за возможных перепадов напряжения;
  • необходимости применения сложных автоматических систем для стабилизации температуры. Если таких систем нет, то и гарантировать поддержание заданной температуры битума невозможно.

Также широкому внедрению электрических обогревателей не способствует и небольшой коэффициент полезного действия (0,25-0,35) и высокая стоимость электроэнергии.

Нагреватели на горячем масле позволяют обеспечить мягкий, равномерный и интенсивный нагрев. Кроме того, с их помощью несложно добиться тонкого регулирования температуры, а также исключить опасность размораживания системы. При таком способе нагрева возможно применение трансформаторных, цилиндровых и компрессорных масел. Однако, минеральные масла имеют и свой недостаток, который выражается в более низкой термической стойкости.

Установки для разогрева битума

Компания GlobeCore предлагает широкий выбор оборудования для разогрева битумов. Заказчик может приобрести соответствующий потребностям своего предприятия котел с необходимым объемом, способом нагрева (огневой, электрический), типом теплоносителя. На разогрев битума тратиться минимальное количество времени и энергии, поскольку котлы обшиваются слоем специального утеплителя толщиной 100 мм.

Установки для разогрева битума

Котел для разогрева битума с жидкотопливной горелкой

Система защиты позволяет предотвратить подгорание материала, а само устройство работает в автоматическом режиме, что полностью исключает субъективный человеческий фактор из технологического процесса.